Наш адрес: Нижегородская область, г. Богородск, ул. Ленина, д. 202. тел.: 8(83170)2-10-18; 8(83170)2-15-02; 8(83170)2-10-19. факс: 8(83170)2-10-18.

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека.

М. М. Пришвин

«Войди в природу с чистым сердцем». Под таким названием в читальном зале Центральной библиотеки открылась выставка-размышление, приуроченная к Году экологии в России. Одной из приоритетных целей выставки является воспитание у подрастающего поколения на основе отечественной литературы бережного отношения к природе.

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов и писателей. В своих произведениях они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» - говорил писатель К. Г. Паустовский. Но, к сожалению, отношения человека и природы не всегда складывались благоприятно (а ведь были времена, когда природа и человек понимали друг друга, были единым целым). Эта проблема особенно остро отразилась в период советской литературы.

Во второй половине XX века были написаны многие произведения, в которых исследуются взаимоотношения человека и природы. Среди них можно назвать «Царь-рыбу» В. П. Астафьева, «Прощание с Матёрой», «Пожар» В. Г. Распутина, «Плаху» и «Буранный полустанок» Ч. Т. Айтматова, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева и др. Боль за поруганную природу и предупреждение людям звучат в этих книгах.

Варварское уничтожение браконьерами рыбы в реках Сибири, залитые рукотворными морями кладбища и плодородные земли, отстрел сайгаков в степи с бортов вертолетов и автомашин, уничтожение семейств белых лебедей - эти картины, нарисованные писателями, встают перед глазами читателей и заставляют думать о природе, о человеке, о нравственности, о добре и зле.

Авторы ясно показывают, что человек и природа являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение к законам природы могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

«Творя расправу над природой, - говорит Распутин в романе «Прощание с Матёрой» - люди уничтожают самих себя: память, нравственность, душу. Что-то важное, самое главное, безвозвратно уходит, обедняя нас». Помнить об этом и призывает наша выставка-размышление.

Помимо вышеупомянутых авторов и их произведений на выставке уютно разместились книги классиков русской литературы, которые первыми писали и говорили о том, что человек и природа связаны неразрывными нитями. Это «Записки охотника» И. С. Тургенева, изобразившего природу, чтобы показать красоту России, ее величие и таинственность, тончайшая лирика А. А. Фета, удивительно вдохновенно и эмоционально славившего красоту в природе, Ф. И. Тютчева, легко и простыми словами изобразившего природу во всей её многоликости и разнообразии, постоянном движении и смене явлений. Перенестись в атмосферу необыкновенной чувственности и гармонии с природой на Руси читатель сможет вместе с лирикой С. А. Есенина.

Особое место на полке занимает роман С. П. Залыгина «Тропы Алтая», посвященного исследователям Горного Алтая - чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами. Человек и природа, человек - покоритель природы - вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.

Рядом с представленными книгами читатель сможет найти высказывания известных писателей и учёных на тему природы и человека, которые вместе с прочтением произведений ещё сильнее заставляют задумываться нас над проблемой их взаимоотношений, приобретшей в нынешнем современном мире еще большее трагическое звучание. Ведь ещё русский поэт 19 века Афанасий Фет сказал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».