28 января в центральной библиотеке состоялся вечер- презентация, посвящённый 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда.
На нём присутствовали студенты Богородского филиала Нижегородского медицинского колледжа, заместитель главы администрации Богородского района Андрей Анатольевич Трунов, председатель Совета ветеранов Вера Викторовна Мамыкина, руководитель богородского отделения общественной организации «Молодая гвардия Единой России» Николай Сергеевич Королёв. Главными героями встречи стали две наши землячки, пережившие блокаду: Тамара Андреевна Каровашкина, и Валентина Фёдоровна Романюкова.
Освобождение города – важная, героическая и трагическая страница в истории нашей страны. Не случайно люди до сих пор говорят об этом событии с особым придыханием, горечью и болью. Даже те, кто не знал войны, кто родился уже в XXI веке, однажды прочитав романы и повести, журнально-газетные статьи, познакомившись с материалами Интернета, посмотрев фильмы об ужасах тех дней, нередко не могут сдержать слёз. И ещё осознать: «Неужели всё это так и было? Неужели ленинградцы смогли пережить то, человеку пережить просто невозможно?!»
«Ленинград: грани жизни, грани смерти» - так называлась презентация, подготовленная библиотекарем С. Г. Шевелёвой. Рассказ о подвиге и страданиях людей, живших в городе на Неве она начала с грани жизни, со счастливого для них дня, когда 27 января 1944 года в 20.00. единственный раз за всю Великую Отечественную войну праздничный салют производился не в Москве. 24 залпа из 324 артиллерийских орудий возвестили о победе защитников Ленинграда над смертью. Десятки тысяч людей вышли на улицы, площади, набережные очень уставшего, ослабшего, но не сломленного города, чтобы, если хватит сил, улыбнуться, а потом сказать или прошептать заветные слова: «Вот и закончилась страшная беда. Мы выстояли! Мы выжили!»
Но совсем недалеко от грани жизни находится грань смерти. Блокада продолжалась 872 дня и если бы кто-то в то время задался целью найти ад на Земле, то он непременно нашёл бы его в северной столице. Кадры кинохроники, которые демонстрировались на экране, «кричали» о боли, трагедии, переживаниях, мучениях обычных людей. Вот мужчина, которого просит девушка зачерпнуть ведро воды из Невы, но он не может: нет сил. Вот молодая мать смотрит любящим взглядом на маленькую спящую дочку, ещё не осознавая, что кроха уснула навсегда, ведь голод не щадил никого. Вот крупным планом показаны глаза шестилетнего мальчика. В них мольба: «Дайте, пожалуйста, хлебушка, ведь мне так хочется кушать. Сильнее, чем вчера!»
Бомбёжки, обстрелы, зимние холода, болезни, страх за своих близких и себя не давали людям покоя ни на минуту. Как же им порой хотелось забыться, как бы хотелось вернуться в мирную жизнь хоть на денёк, хоть на часок, на минуточку.
Когда Светлана Геннадьевна и её коллега Марина Анатольевна Ныркова читали отрывки из «Блокадной книги», написанной в середине семидесятых годов прошлого столетия писателями Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным, в зале установилась особая тишина. Её можно, наверное, можно назвать тишиной памяти, поскольку забывать такое нельзя.
Отрывок из книги. Тринадцатилетняя девочка Таня Богданова пишет письмо отцу, который был на фронте. «Дорогой папочка! Пишу я вам… во время моей болезни… пишу из-за того, что жду смерти…она приходит сама неожиданно и очень тихо. Ну дорогой папочка очень не расстраивайтесь и к словам о моей смерти отнеситесь похладнокровнее. Очень я благодарна …мамочке да сестрёнкам с братишкой за всю их заботу и уход за мной, а особенно мамочке, которой я не могла высказать словами свою благодарность…
Солдат Богданов вернулся с войны. Но дома у него погибло пятеро детей. И в их числе – Таня».
Ещё одна цитата. «Июль месяц 1942 года. На улице тепло. Распустились деревья, выросла трава. Мы с мамой и другие ходили на кладбище собирали какие-то корни, варили и ели. Крапивы и травы почти не было, так как голодные люди собирали всё для питания… (из дневника Ульяны Тимофеевны Поповой).
«Блокадную книгу» нельзя читать долго – душат слёзы. Рассказы людей, переживших те страшные дни и ночи, тоже оставляют глубокие, неизгладимые впечатления.
- В начале войны мне исполнилось всего шесть лет. Отец, уходя защищать Родину, оставил нам с сестрёнкой на память о себе ложки, поскольку был мастером-краснодеревщиком, а брату солдатский ремень - замечательный подарок. Мы его потом сварили, заправили клеем и съели.
На первом этаже нашего дома находилась булочная. Чтобы получить маленький, весом в 125 граммов, кусочек хлебушка, люди каждый день стояли в очереди. Не всем выпадало счастье взять в руки дорогой кусочек: некоторые от истощения умирали прямо на улице.
Мне тогда удалось выжить, а моей сестрёнке – нет. Она умерла прямо за столом, так и не дождавшись своего хлебушка, - вспоминает Т.А. Каровашкина. После её рассказа в библиотечном зале послышался шёпот: «Только нашим русским людям под силу было вынести эти страшные муки. Другие б не смогли».
Торжественная часть вечера получилась красивой и трогательной. Цветы и памятные знаки в честь 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады В.Ф. Романюковой и Т.А. Каровашкиной вручили А.А.Трунов и В.В. Мамыкина. У Валентины Фёдоровны и Тамары Андреевны навернулась непрошенная слеза: они не забыты.
Ольге Ивановне Яшиной, Римме Семёновне Лариной, Софье Фёдоровне Казанцевой – блокадницам, проживающим на территории Богородского района, но не присутствовавшим на встрече, памятные знаки вручат немного позднее.
Об огромном значение памяти в своём выступлении говорил Н.С. Королёв:
- Забыть блокаду, значит предать своих предков. Подвиг Ленинграда будет жить в веках, напоминая всему человечеству какой ценой был завоёван мир.
От имени студентов-медиков выступил второкурсник Леонид Романов:
- Самопожертвование и любовь к родине всегда были отличительной чертой нашего народа и особенно ярко проявились они именно в трудные периоды истории нашей страны. Сегодня мы отдаём дань памяти и уважения жителям города-героя, всем блокадникам и гордимся тем, что стали наследниками победителей!
В конце встречи была объявлена минута молчания. Потомки отдали дань памяти погибшим ленинградцам: грань смерти уступила место грани жизни. Как и тогда, в январе 1944-го года.
С.Щелин
Фото А. Лобастова